Приказ № 62/1-ОД от 29.08.2024 "Об организации работы школьной службы примирения"
План работы школьной службы примирения на 2024-2025 учебный год
Приказ № 69-ОД "Об организации работы школьной службы примирения" от 30.08.2023 с приложениями
Этапы выполнения программы примирения
Отчет о деятельности школьной службы примирения МБОУ «СОШ N 77» за 2023-2024 учебный год
Школьная служба примирения – что это такое и зачем она нужна?
В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается. ШСП же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Школьная служба примирения – это волонтерское движение.
Задачи:
Принципы:
Основные формы работы
Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.
Преимущества ШСП:
элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.
Правовые основы.
В своей деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.
Видеоматериалы:
Памятки:
Куда обращаться?
Если у Вас возникла проблема (конфликт, ссора, драка, оскорбления и угрозы со стороны сверстников или взрослых), вы можете обратиться в школьную службу примирения.
В нашей школе руководителем школьной службы примирения является Пундель Варвара Сергеевна педагог-психолог каб. № 203, понедельник - пятница с 10.00 до 15.00.
Специалисты ШСП:
Горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях
Консультации по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-3417.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультаций через форму обращения на специализированной странице официального сайта ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей": https://fcprc.ru